Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) создали совместно Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). Комитетом издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.
Основные отличия масел категории ILSAC
- малая летучесть (по NOACK или ASTM);
- хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание от General Motors);
- низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
- обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
- малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора).
GF-1 (Давно устарела)
Соответствует классификации API SH по качеству; с классами вязкости: SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60
GF-2 (Введена с 1996 г.)
Соответствует требованиям качества по API — SJ, с классами вязкости дополнительно к GF-1: SAE 0W-20, 5W-20
GF-3 (Введена с 2001 г.)
Соответствует классификации API SL. Существенно отличается от API SJ и GF-2 и выражено лучшими свойствами по антиокислению, противоизносности , испаряемости.
Во многом совпадают требования к маслам классов ILSAC GF-3 и API SL, но масла класса GF-3 являются энергосберегающими.
GF-4 (Введена с 2004 г.)
Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30.
Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами отработанных газов.
На сегодняшний день, самым современным классом качества по API/ILSAC считается SN/GF-5 – это категория масел, принятая 1 октября 2010 г.
На просторах интернета много базовой информации по этим классификациям, кому-то вполне достаточно, но для полноты информации, ну и для общего развития, капнем эту тему поглубже.
Следующие 3 пункта являются основными претерпевшими изменения в результате перехода с GF-4 на GF-5:
- Энергосберегающие свойства и увеличение продолжительности действия этих свойств.
- Усиленные противоизносные свойства для двигателя.
- Совместимость с системами по контролю за выбросом вредных веществ.
В первую очередь самое основное изменение в ILSAC-GF-5 – это усиленные энергосберегающие свойства. Судя по цифрам выглядит не убедительно — приблизительно на 0,5% больше чем в GF-4, но тем не менее это значительный показатель.
Изменился и метод лабораторных испытаний с Sequence VIB на Sequence VID
Испытания проводятся на другом, более современном моторе. До этого в испытаниях применялся двигатель Ford V8 4.6L 1993 года выпуска. Будучи устаревшим, он не отвечал современным требованиям, а также давал погрешности расчетах.
Сейчас применяют мотор GM V6 3.6L 2008 года выпуска. Этот переход увеличил степень доверия к результатам испытаний.
Дополнительный метод термического испытания окислительной стойкости
Все масла категории SM в обязательном порядке проходят тест на окислительную стойкость TEOST MHT-4. В дополнение к этому категория GF-5 подразумевает дополнительный тест TEOST-33С.
К слову, это то не изменение, а дополнение еще одного метода. При проведении TEOST-33С наблюдают за повторным появлением осадка в турбине. Данный тест показывает, что масло может быть применено в турбодвигателях. 4inim.ru Поэтому можно советовать масла категории SN/GF-5 владельцам автомобилей с турбированными моторами.
Стоит также отметить, что категории GF-2 также проходили испытания TEOST-33С, по результатам которого было отмечено снижение образования осадка (лакового отложения на нагретых деталях) в 2 раза с 60 мг до менее 30 мг.
О содержании серы и фосфора
Также как и в случае с категорией SM/GF-4 содержание фосфора строго ограничено на уровне от 0,08% до 0,06%, поэтому показатели противоизносных свойств не снизятся, но при этом, введено ограничение на кол-во испаряемого фосфора. Это означает, что фосфорсодержащие присадки будут стабильнее и не будут терять своих свойств.
Снижение уровня серы достигается путем использования более совершенных базовых масел, в которых меньше концентрация серы.
Когда будете самостоятельно производить на свет моторные масла, то имейте ввиду, что повышенная концентрация серы и фосфора отрицательно влияет на эксплуатационные качества катализаторов дожига и нейтрализаторов, но без них никак, потому что эти компоненты входят в наиболее важные присадки. Поэтому сохранить баланс между одними свойствами масел, не допустив снижение других, является очень важным вопросом при соблюдении требований к моторным маслам.
Пока что все вышеуказанные свойства соответствуют и иногда превосходят по своим показателям стандарты и допуски регламентируемые автоконцернами. (MB 229.5: Сера 0,5% Фосфор 0,11%)
SN категория
Основным преимуществом данной категории масел являются выраженные свойства, препятствующие появлению отложений. Пожалуй, это самое ощутимое достижение в связи с чем и повышена категория моторных масел. О чем это говорит? Масла теряют свои свойства при длительной работе в условиях, в которых человек, конечно, не выдержал бы ))). Это высокая температура, адовая, я бы сказал, и множество трущихся элементов которые в этой нелегкой обстановке приходится смазывать. И даже больше создавать на смазываемых поверхностях защитную пленку. Как и все в этом мире — масло тоже стареет. Процесс старения моторного масла выглядит таким образом:
а:Горючее→углеводороды→сажа→шлам (нагар)→старение масла
б:Горючее→сера→производные серной кислоты→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла
в:Масло→углеводороды→производные оксидантов→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла
г:Примеси→абразивные вещества, пыль, вода →шлам (нагар)→старение масла
В отличии от категории SM показатели такие, как образование нагара в двигателе, на клапанной крышке двигателя, на сетчатом фильтрующем элементе, стали качественно выше. Также ужесточены требования к образованию нагара на поршневой системе. Улучшены чистящие свойства применительно к этому узлу.
Но логично возникает вопрос: почему появляется нагар и непонятные черные смоляные отложения в моторе (двигателе) в том числе под клапанной крышкой, которую страшно открывать, чтобы не рухнуть в ужасе от увиденного. Как работник автосервиса ТО-Авто в Красносельском и Ломоносовском районе Санкт-Петербурга, Таллинское шоссе 40а со стажем отвечу на этот вопрос: не экономьте на ремонте автомобиля, не покупайте дешевые запчасти и материалы, так как в результате вложите в ремонт гораздо больше, да и ремонтировать придется больше или вообще лишитесь тачки. Покупая запчасти, масла, другие материалы проверяйте всегда целостность и содержимое упаковки.Понятно что вы будете моторное масло в магазине на вкус пробовать, но проверьте соответствие упаковки приобретаемому бренду. Благо интернет есть практически везде и у всех. Так что выяснить по каким параметрам определить оригинал не составит особого труда.
Изменения в классификации вязкости
Применительно к вязкостям 0W, 5W, 10W-40 этот показатель увеличен с 2.9 до 3.5 чего-то там. Что касается вязкостей 15W и 20W, то показатель остался на прежнем уровне – 3.7. То есть, в рамках категории SN — масла с верхним пределом вязкости 40 должны иметь показатель идентичный требованиям европейских автопроизводителей ACEA A3 (HTHS более 3.5 cp. При 150 градусах). Также, данные масла стали отвечать требованиям ACEA, в которых совместимость с сальниками – обязательна. Но и сальники тоже должны быть качественные, вспомните что я писал выше про экономию в ремонте автомобиля. Качественные прокладки и сальники бренда victor reinz
Вслед за изменениями в положении SAE J300 минимально-допустимое значение HTHS (High Temperature High Shear Rate, т.е. высокая температура — высокая прочность на сдвиг или стабильность масла.), т.е вязкость при высокой температуре 150 град и высокой скорости сдвига — этот показатель характеризует работу масла в подшипниках коленчатого вала. Измеряется в вmPa.s
Внесен пункт совместимости с биотопливом Е85
Вот только то небольшое описание основных изменений, связанных с появлением новой категории. Резюмируя, отмечу наличие преимуществ присущих GF-5 а также улучшенных качеств и совместимости с сальниками самой категории SN.
Сравнение ILSAC GF–5 и API SN
Требования | Специфическая вязкость SAE | ILSAC GF–5 | API SN для ILSAC классов | API SN для прочих классов | API SN ресурсо сбережение |
Тест на пену метод А | 1 мин | 1 мин | 10 мин | 1 мин | |
Фосфор, мин % | 0,06 мин | 0,06 мин | 0,06 мин | 0,06 мин | |
Фосфор, макс. % | 0,08 макс | — | — | 0,08 макс | |
Удержание фосфора, % | 79 мин | — | — | 79 мин | |
Стенд TEOST MHT–4 мг | 35 макс | 35 макс | 45 макс | 35 макс | |
Стенд TEOST 33С, мг | Для 0W20 | ||||
Совместимость с эластомерами | Да | Да | Да | Да | |
Индекс застывания (желирования) | 12 макс | 12 макс | — | 12 макс | |
Стойкость к эмульгированию | Да | Нет | Нет | Да | |
Сера, % макс. | 0W и 5W | 0,5 макс | Нет | Нет | 0,5 макс |
Сера, % макс. | 10W | 0,6 макс | Нет | Нет | 0,6 макс |
Стенд ROBO Seq.IIIGA | Да | Да | Нет | Да | |
Seq.VID | 0W–X | 2,6/1,2 мин | Нет | — | 2,6/1,2 мин |
Seq.VID | 5W–X | 1,9/0,9 мин | Нет | — | 1,9/0,9 мин |
Seq.VID | 10W–30 | 1,5/0,6 мин | Нет | — | 1,5/0,6 мин |
Испытания моторных масел ILSAC и API
Категория ILSAC | GF–1 | GF–2 | GF–3 | GF–4 | GF–5 | ||
Категория API | SH | SJ | SL | SM | SN | ||
Год введения | 1992–93 | 1996 | 2001 | 2004–05 | 2010 | ||
Испытания и параметры | |||||||
Защита от коррозии | Seq.lllD | llD | Ball Rust | Ball Rust | Ball Rust | ||
Коррозия подшипников, стабильность сдвига | L–38 | L–38 | Seq.Vlll | Vlll | Vlll | ||
Износ и вязкостные присадки | Seq.lllE | lllE | lllF | lllG & lllA | lllG & ROBO | ||
Износ клапанов | — | — | Seq.lVA | lVA | |||
Низкотемпературные отложения | Seq.VE | VE | VG | VG | VG | ||
Экономия топлива | Seq.VI | VIA | VIB | VIB | VID | ||
Вязкость | Sae J300 | Sae J300 | Sae J300 | Sae J300 | Sae J300 | ||
Содержание фосфора | 0.12 макс | 0.10 макс | 0.10 макс | 0.06–0.08 | 0.06–0.08 | ||
Способность удерживать фосфор | — | — | — | — | 79% | ||
Содержание серы, % | — | — | — | 0.5–0.7 | 0.5–0.6 | ||
Если вы терпеливо дочитали всю статью до конца, то искренне Вас поздравляю и приглашаю в наш автосервис. Мы находимся на юго-западе Санкт-Петербурга — автосервис с хорошей репутацией. Звоните, обращайтесь, спрашивайте: +7-952-270-56-56, подскажем сколько стоит ремонт, какие запчасти лучше приобрести, не всегда кстати нужно тратиться на дорогостоящие оригинальные запчасти, так как есть качественные аналоги. Скажу больше, многие аналоги используются в производстве Вашего автомобиля, только значок при этом на них ставится марки автомобиля и запчасть становится «оригинальной». Но это интересная тема для другой стати. Всем удачи на дорогах.